ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Правительство утвердило концепцию запуска государственного экомониторинга

На сайте "КоммерсантЪ" опубликована статья А. Шаповалов "Данные об окружающей среде приводят в систему". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
"Ъ" ознакомился с концепцией создания в РФ комплексной информационной системы мониторинга окружающей среды. После долгих доработок документ одобрен экологическим вице-премьером Викторией Абрамченко. Он описывает требования к системе и ее архитектуру, структуру поставщиков данных, продукты и ожидаемые результаты работы. Стоимость, нормативное обеспечение (включая список показателей, к которым получат доступ все заинтересованные стороны) и сроки определит «дорожная карта», Минприроды должно подготовить ее до конца месяца.
Одобренная Белым домом в начале сентября 2020 года концепция создания комплексной информсистемы состояния окружающей среды — первый документ по теме, появившийся по поручению президента Владимира Путина из послания Федеральному собранию. Утвердить его должны были еще в июле, но проект несколько раз возвращался в Минприроды на доработку (см. “Ъ” от 15 июня), итоговую его версию, по данным “Ъ”, готовил аппарат вице-премьера Виктории Абрамченко.
Открытый доступ к экологической информации гарантирует Конституция, но в реальности в РФ пока нет даже определения такой информации, а сами данные крайне сегментированы.
Концепция, являясь рамочным документом, на 18 страницах впервые описывает цели и задачи создания экологической информсистемы, ее принципы, требования и архитектуру, перечни данных, их поставщиков, распределяет ответственность и определяет, как будет оцениваться эффективность работы.
Контур системы включает нормативно-правовую, организационную, информационную, IT- и техническую компоненты для сбора, обработки, хранения, анализа, предоставления и распространения информации о состоянии окружающей среды. Одна из основных причин ее появления — «переход к экологически ориентированной модели экономического развития» и рост «роли экологического фактора как политического инструмента на международном уровне». Открытый доступ к данным предполагается для всех, система должна позволять не только получать оперативные данные в режиме реального времени от промышленных объектов, но и прогнозировать и моделировать изменения экосистем, последствия нанесенного им вреда или, наоборот, восстановительных работ. За качество данных предполагается установить «персональную ответственность». В документе отдельно оговаривается, что система должна быть объединена с реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и наблюдательной сетью за загрязнением атмосферного воздуха Росгидромета; сейчас правительство сводит информацию обо всех доступных отраслевых госинформсистемах, поставщиками данных также станут НКО. Пилотные запуски ГИС будут проведены на данных из 12 городов с высоким уровнем загрязнения воздуха.
В перечни данных войдет информация:
— о различных видах гидрометеорологических наблюдений, содержании химических веществ в атмосфере, почве и водах (включая подземные и морские);
— о водных ресурсах, недрах и почвах;
экосистемах (включая ООПТ);
— о выбросах парниковых газов, их источниках и других источниках негативного воздействия на окружающую среду.
Продуктом же системы станут в том числе информация о результативности экологических программ компаний и государства на всех уровнях, а также «экономические оценки последствий воздействия на окружающую среду (в том числе трансграничных) и эффективности мероприятий по ликвидации накопленного вреда». Также среди ожидаемых результатов работы новой ГИС — появление соразмерных требований к возмещению нанесенного экологии вреда, прозрачная система платежей и штрафов, обоснованные размеры экономических санкций, а также снижение числа конфликтов. «Таким способом частично осуществляется связь системы экологического мониторинга окружающей среды с соответствующей системой управления ее состоянием. Российские системы и программы экологического мониторинга подобные показатели эффективности никогда не предусматривали»,— заключают авторы документа.
Конкретные сроки создания системы и детали (в том числе касающиеся конкретных показателей качества природной среды, которые правительство не может установить годы), как и объемы финансирования, Минприроды должно представить в «дорожной карте» к 30 сентября. Правительство утвердило концепцию запуска государственного экомониторинга
 
На сайте "КоммерсантЪ" опубликована статья А. Шаповалов "Данные об окружающей среде приводят в систему". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
"Ъ" ознакомился с концепцией создания в РФ комплексной информационной системы мониторинга окружающей среды. После долгих доработок документ одобрен экологическим вице-премьером Викторией Абрамченко. Он описывает требования к системе и ее архитектуру, структуру поставщиков данных, продукты и ожидаемые результаты работы. Стоимость, нормативное обеспечение (включая список показателей, к которым получат доступ все заинтересованные стороны) и сроки определит «дорожная карта», Минприроды должно подготовить ее до конца месяца.
Одобренная Белым домом в начале сентября 2020 года концепция создания комплексной информсистемы состояния окружающей среды — первый документ по теме, появившийся по поручению президента Владимира Путина из послания Федеральному собранию. Утвердить его должны были еще в июле, но проект несколько раз возвращался в Минприроды на доработку (см. “Ъ” от 15 июня), итоговую его версию, по данным “Ъ”, готовил аппарат вице-премьера Виктории Абрамченко.
Открытый доступ к экологической информации гарантирует Конституция, но в реальности в РФ пока нет даже определения такой информации, а сами данные крайне сегментированы.
Концепция, являясь рамочным документом, на 18 страницах впервые описывает цели и задачи создания экологической информсистемы, ее принципы, требования и архитектуру, перечни данных, их поставщиков, распределяет ответственность и определяет, как будет оцениваться эффективность работы.
Контур системы включает нормативно-правовую, организационную, информационную, IT- и техническую компоненты для сбора, обработки, хранения, анализа, предоставления и распространения информации о состоянии окружающей среды. Одна из основных причин ее появления — «переход к экологически ориентированной модели экономического развития» и рост «роли экологического фактора как политического инструмента на международном уровне». Открытый доступ к данным предполагается для всех, система должна позволять не только получать оперативные данные в режиме реального времени от промышленных объектов, но и прогнозировать и моделировать изменения экосистем, последствия нанесенного им вреда или, наоборот, восстановительных работ. За качество данных предполагается установить «персональную ответственность». В документе отдельно оговаривается, что система должна быть объединена с реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и наблюдательной сетью за загрязнением атмосферного воздуха Росгидромета; сейчас правительство сводит информацию обо всех доступных отраслевых госинформсистемах, поставщиками данных также станут НКО. Пилотные запуски ГИС будут проведены на данных из 12 городов с высоким уровнем загрязнения воздуха.
В перечни данных войдет информация:
— о различных видах гидрометеорологических наблюдений, содержании химических веществ в атмосфере, почве и водах (включая подземные и морские);
— о водных ресурсах, недрах и почвах;
экосистемах (включая ООПТ);
— о выбросах парниковых газов, их источниках и других источниках негативного воздействия на окружающую среду.
Продуктом же системы станут в том числе информация о результативности экологических программ компаний и государства на всех уровнях, а также «экономические оценки последствий воздействия на окружающую среду (в том числе трансграничных) и эффективности мероприятий по ликвидации накопленного вреда». Также среди ожидаемых результатов работы новой ГИС — появление соразмерных требований к возмещению нанесенного экологии вреда, прозрачная система платежей и штрафов, обоснованные размеры экономических санкций, а также снижение числа конфликтов. «Таким способом частично осуществляется связь системы экологического мониторинга окружающей среды с соответствующей системой управления ее состоянием. Российские системы и программы экологического мониторинга подобные показатели эффективности никогда не предусматривали»,— заключают авторы документа.
Конкретные сроки создания системы и детали (в том числе касающиеся конкретных показателей качества природной среды, которые правительство не может установить годы), как и объемы финансирования, Минприроды должно представить в «дорожной карте» к 30 сентября.