ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Парламентская газета: в стране может быть создан фонд земель, которые предстоит ввести в сельхозоборот

На сайте "Парламентской газеты" опубликована статья А. Никишина "Для неиспользуемых сельхозземель подыщут хозяина". 
По данным Минсельхоза, сегодня по делу не используется около 40 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Таковы последствия бесконтрольной приватизации 90-х годов, когда земли разорившихся колхозов массово скупали новые собственники в расчете обогатиться при последующей перепродаже. Таких заброшенных участков по стране десятки тысяч, а между тем на них могла бы колоситься рожь, зреть кукуруза или картофель.
Эффект от повышенных штрафов и налогов для собственников неиспользуемой земли оказался кратковременным. Для эффективного использования земли нужны не только запретительные, но и стимулирующие меры. К последним относится идея создания фонда неиспользуемых сельхозземель, которая прорабатывается в Минсельхозе.
«В последние годы агропромышленный комплекс показывает уверенный рост, развиваясь по пути импортозамещения, его продукция имеет все больший вес в экспортном потенциале страны. Между тем из 400 миллионов гектаров (такова, по данным Росстата, общая площадь сельскохозяйственных земель в РФ) одна десятая часть земли у нас искусственно выведена из оборота. С такой ситуацией дальше невозможно мириться. Нужны действенные механизмы возврата таких земель в сельскохозяйственный оборот», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников.
В Правительстве такую позицию разделяют. В 2016 году началось активное наступление на «серых латифундистов», скупивших сельхозземли. Изменения в законодательстве коснулись Земельного кодекса, закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и КоАП. Были значительно повышены штрафы за нецелевое использование сельхозземель (они теперь исчисляются исходя из кадастровой стоимости участка). Кроме того, появилась и процедура изъятия такого участка через суд.
«За три года после принятия закона об изъятии было введено в оборот 369 тысяч гектаров ранее используемых не по назначению сельхозземель», — отмечает заместитель директора департамента земельной политики Минсельхоза Роман Шуранов.
Однако отношение к подобным успехам у экспертов неоднозначное. Член экспертного совета аграрного комитета Совета Федерации, юрист по земельным вопросам Владимир Солдатенков считает, что эти результаты никак не соответствуют поставленным в госпрограмме масштабным задачам по введению в оборот пахотных земель.
«В основном успехи достигнуты в так называемом плодородном поясе — Краснодарском, Ставропольском краях и так далее. В этих регионах, даже несмотря на то что сельхозземли какое-то время не использовались, они все же сохранились во вполне пригодном агрономическом состоянии и их можно ввести в оборот с минимумом затрат. Претендентов на такие участки, как правило, много, и их владельцы, как только стали получать штрафы из Госземнадзора за нецелевое использование, выставляют такие участки на торги и избавляются от них. Однако в регионах Нечерноземья, степных областях и так далее совсем другая ситуация: там доля введенных в оборот сельхозземель по-прежнему ничтожно мала», - констатирует он.
Одной из причин невысоких темпов введения в оборот используемых не по назначению сельхозземель является сложность процедуры изъятия таких участков у собственников.
«В Конституции четко сказано, что собственность может быть изъята только по решению суда, — напоминает Солдатенков. - Суды - это долгая процедура. За это время недобросовестные собственники успевают переуступить права на неиспользуемый земельный надел и тем самым уйти от ответственности».
Однако сложность процедуры изъятия через суд далеко не единственная причина, почему муниципальные власти не спешат прибегать к ней. За 2018 год из 117 случаев выявления используемых не по назначению сельхозземель в суды муниципальные власти обращались лишь шесть раз. Почему не проявляют активности муниципальные чиновники?
Сенатор от Тверской области Андрей Епишин напоминает, что земельный налог — один из важнейших источников дохода муниципалитетов. Однако в случае с изъятием земли у нерадивого собственника муниципалитеты часто сталкиваются с ситуацией, когда они теряют налоги, поскольку желающих купить такой участок с торгов просто не находится. Это подтверждают и эксперты.
Дело в том, что неиспользуемая несколько лет, а то и десятилетий земля теряет свои агрономические качества. Зачастую на таком наделе успевает вырасти настоящий лес, и чтобы обратить его снова в пашню, нужны немалые средства. «Стоимость введения в оборот одного гектара залежей зависит от степени запущенности этих земель, — рассказывает директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. — Если на земле вырос лес, то сначала идет выпилка деревьев, раскорчевка пней, затем двойное дискование, вспашка и боронование. При таких «тяжелых» залежах стоимость их обработки может доходить до 20 тысяч рублей за гектар».
Решением в данной ситуации могло бы стать создание фонда неиспользуемых сельхозземель. Эта идея была озвучена главой Минсельхоза Дмитрием Патрушевым на совещании в Правительстве.
Как пояснил министр, создавать такой фонд в его ведомстве предлагается в виде унитарной некоммерческой организации на основании указа президента. Через фонд неиспользуемые сельхозземли после процедуры изъятия будут выкупаться у муниципальных властей, а потом передаваться на льготных условиях тем, кто обязуется использовать землю для агропроизводства. Это позволит привлекать собственников из других регионов.
Кстати, прецедент такого распределения уже создан на примере «дальневосточного гектара». Впрочем, в Минсельхозе не исключают, что для учреждения фонда может понадобиться и отдельный законопроект. Если будет принято такое решение, то документ поступит в Госдуму в осеннюю сессию.
«Мы, конечно, поддержим такой законопроект, поскольку он значительно оживит процесс передачи неиспользуемых сельхозземель рачительным собственникам и будет способствовать увеличению производства продовольствия», — отмечает Владимир Плотников.
При этом депутат напомнил, что механизм государственной поддержки фермеров, которые взялись осваивать не используемые ранее сельхозземли, существует и сегодня. «В этом году аграриям начнут возмещать часть затрат на ввод в оборот неиспользуемых сельхозземель. На это предусмотрено три миллиарда рублей субсидий, — рассказал первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. - Государство возместит 20-30 процентов понесенных затрат в зависимости от региона».
В этом году аграриям начнут возмещать часть затрат на ввод в оборот неиспользуемых сельхозземель. На это предусмотрено три миллиарда рублей субсидий.
Важно навести порядок и с реестром владельцев сельхозземли. «Нужно провести всеобщую инвентаризацию всех земель сельхозназначения», — считает Владимир Плотников. По его словам, сегодня поставлены на кадастровый учет, имеют четкие границы и документы лишь 20 процентов сельхозземель. Другое важное направление касается уточнения критериев «неиспользования» земель сельхозназначения. Депутат отметил, что существующие критерии (определены постановлением Правительства) часто недостаточны для того, чтобы Россельхознадзор привлекал к ответственности нерадивых собственников.
Все это важные меры, но основной заботой Правительства в ближайший год будет все же поиск механизма, который бы гарантировал, что изъятые неиспользуемые сельхозземли доставались бы тем, кто будет их обрабатывать.